8 февраля 2023 года по всей России состоится устное итоговое собеседование среди выпускников 9-х классов. Ученики, получившие «зачет», допускаются до сдачи ОГЭ.
Для того чтобы успешно пройти этап устного собеседования, ученикам необходимо уметь правильно строить речь, владеть навыками выразительного чтения и уметь импровизировать. Да-да, импровизация очень поможет вам в заданиях монологического типа.
Сегодня мы познакомим вас с заданиями устной части ОГЭ по русскому языку.
Задание № 1. Чтение текста
Время на подготовку: 2 минуты Время чтения: до 2-х минут Количество баллов: 2
Чтение текста — то, с чем выпускники сталкиваются буквально каждый день: от прочтения новостной ленты до параграфа из учебника по истории. Именно поэтому задание №1 считается самым легким для выполнения. Однако оно подразумевает под собой не только умение читать, но и способность к выразительному чтению — это один из важных критериев при оценивании задания.
Для прочтения предлагаются повествовательные тексты объемом ~150-200 слов. Каждый текст посвящен важному и значимому деятелю науки или культуры или же какому-то архитектурному сооружению, памятнику, важному открытию или явлению.
Текст делится на четыре абзаца, которые необходимо разделять интонационно. От ученика требуется соблюдение пунктуационных норм — выдержка пауз, которая для каждого знака препинания разная, а также важен темп, с которым выпускник прочитывает текст. Он должен быть не слишком быстрым, но и не медленным.
Чтение текста оценивается по двум критериям:
интонационное оформление
темп чтения
Задание № 2. Пересказ текста
Время на подготовку: 1-2 минуты Время пересказа: до 3-х минут Количество баллов: 5 (пересказ), 4 (правильность речи)
Пересказ — это устное изложение прочитанного материала, причем оно должно быть максимально близким к тексту.
Чтобы задание принесло желаемые баллы, ученику необходимо соблюдать определенные требования:
сохранение всех микротем
Микротема — составная часть темы, которая заключается в абзаце. 1 абзац = 1 микротема. В представленном на экзамене тексте обычно 4 микротемы.
логичное и уместное цитирование
Цитирование — использование чужого высказывания в своем выступлении. Уместное и логичное цитирование подразумевает включение цитаты в повествование так, чтобы она была связана с основным содержанием, предыдущей и следующей мыслью.
В этом задании мы впервые знакомимся с новыми критериями — правильность речи. Они включают в себя соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм, а также искажения слов. Важно помнить, что баллы выставляются сразу за два задания: 1 и 2.
Задание №3. Монологическое высказывание
Время на подготовку: 1 минута Время монолога: до 3-х минут Количество баллов: 3
Монолог — это развернутое высказывание одного человека.
На собеседовании ученикам предлагают 3 карточки с заданием. Каждое задание соответствует типу речи: повествование, описание и рассуждение. 1) описать фотографию (описание) 2) рассказать о ситуации из жизни (повествование) 3) дать ответ на вопрос (рассуждение)
После того, как выпускник определился с темой и прочитал ее вслух, экзаменатор выдает карточку-помощницу. На ней записаны вспомогательные вопросы и подсказки. Важно! На подготовку к монологу отводится одна минута. Если по истечении этого времени вы не приступили к монологу, экзаменатор будет вынужден перейти к следующему заданию.
При оценке монолога учитываются 3 критерия:
выполнение коммуникативной задачи
Ответ должен быть полным и развернутым.
учет условий речевой ситуации
Важно понимание выпускника того, с какой целью он говорит, где говорит и кто является его собеседником.
речевое оформление монологического высказывания
Речь должна быть связной, логичной и последовательной.
Задание №4. Диалог
Время диалога: до 3-х минут Количество баллов: 2 (диалог), 4 (правильность речи)
Диалог — это форма устного обмена высказывания между собеседниками. Во время беседы учитель-собеседник будет задавать вопросы по выбранной теме, то есть по той, по которой составлялся монолог.
Ученик не получает вопросы заранее, экзаменатор задает вопросы из карточки, которая находится у него в руках. Именно в этом задании ученику поможет импровизация, однако помните, что вам не следует отходить от темы вопроса.
Интересный факт: если выпускник дает достаточно развернутые и полные ответы на два первых вопроса, то собеседник может ими ограничиться и не задавать последний вопрос.
При оценке диалога учитываются 2 критерия:
выполнение коммуникативной задачи
Необходимо дать полные ответы на все поставленные вопросы. Если ответы будут односложными ( «да», «нет», «не знаю») задача не будет считаться выполненной.
учет условий речевой ситуации
Как и в случае с монологом, во время участия в диалоге выпускник должен понимать, что перед ним находится учитель, а не близкий друг. Поэтому вести беседу нужно соответствующе.
Важно! Во время диалога не бойтесь переспрашивать или уточнять вопросы, если вдруг не поняли их сути. В этом нет ничего страшного, и баллы вам не снизят. Помните, молчание – прямой путь к снижению баллов.