Полезные статьи от онлайн-школы RUSSMO
ОГЭ Русский

Итоговое собеседование в 9-м классе

8 февраля 2023 года по всей России состоится устное итоговое собеседование среди выпускников 9-х классов. Ученики, получившие «зачет», допускаются до сдачи ОГЭ. 

Для того чтобы успешно пройти этап устного собеседования, ученикам необходимо уметь правильно строить речь, владеть навыками выразительного чтения и уметь импровизировать. Да-да, импровизация очень поможет вам в заданиях монологического типа. 

Сегодня мы познакомим вас с заданиями устной части ОГЭ по русскому языку. 

Задание № 1. Чтение текста 

Время на подготовку: 2 минуты
Время чтения: до 2-х минут
Количество баллов: 2 

Чтение текста — то, с чем выпускники сталкиваются буквально каждый день: от прочтения новостной ленты до параграфа из учебника по истории. Именно поэтому задание №1 считается самым легким для выполнения. Однако оно подразумевает под собой не только умение читать, но и способность к выразительному чтению — это один из важных критериев при оценивании задания. 

Для прочтения предлагаются повествовательные тексты объемом ~150-200 слов. Каждый текст посвящен важному и значимому деятелю науки или культуры или же какому-то архитектурному сооружению, памятнику, важному открытию или явлению. 

Текст делится на четыре абзаца, которые необходимо разделять интонационно. 
От ученика требуется соблюдение пунктуационных норм — выдержка пауз, которая для каждого знака препинания разная, а также важен темп, с которым выпускник прочитывает текст. Он должен быть не слишком быстрым, но и не медленным.

Чтение текста оценивается по двум критериям:
  • интонационное оформление
  • темп чтения

Задание № 2. Пересказ текста

Время на подготовку: 1-2 минуты
Время пересказа: до 3-х минут
Количество баллов: 5 (пересказ), 4 (правильность речи)

Пересказ — это устное изложение прочитанного материала, причем оно должно быть максимально близким к тексту.

Чтобы задание принесло желаемые баллы, ученику необходимо соблюдать определенные требования:

  • сохранение всех микротем
Микротема — составная часть темы, которая заключается в абзаце. 1 абзац = 1 микротема. В представленном на экзамене тексте обычно 4 микротемы.

  • логичное и уместное цитирование 
Цитирование — использование чужого высказывания в своем выступлении. Уместное и логичное цитирование подразумевает включение цитаты в повествование так, чтобы она была связана с основным содержанием, предыдущей и следующей мыслью. 

В этом задании мы впервые знакомимся с новыми критериями — правильность речи. Они включают в себя соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм, а также искажения слов. Важно помнить, что баллы выставляются сразу за два задания: 1 и 2. 

Задание №3. Монологическое высказывание

Время на подготовку: 1 минута 
Время монолога: до 3-х минут
Количество баллов: 3

Монолог — это развернутое высказывание одного человека. 

На собеседовании ученикам предлагают 3 карточки с заданием. Каждое задание соответствует типу речи: повествование, описание и рассуждение. 
1) описать фотографию (описание)
2) рассказать о ситуации из жизни (повествование)
3) дать ответ на вопрос (рассуждение)

После того, как выпускник определился с темой и прочитал ее вслух, экзаменатор выдает карточку-помощницу. На ней записаны вспомогательные вопросы и подсказки. 
Важно! На подготовку к монологу отводится одна минута. Если по истечении этого времени вы не приступили к монологу, экзаменатор будет вынужден перейти к следующему заданию.

При оценке монолога учитываются 3 критерия: 

  • выполнение коммуникативной задачи 
Ответ должен быть полным и развернутым.

  • учет условий речевой ситуации 
Важно понимание выпускника того, с какой целью он говорит, где говорит и кто является его собеседником.

  • речевое оформление монологического высказывания
Речь должна быть связной, логичной и последовательной.

Задание №4. Диалог

Время диалога: до 3-х минут
Количество баллов: 2 (диалог), 4 (правильность речи)

Диалог — это форма устного обмена высказывания между собеседниками.
Во время беседы учитель-собеседник будет задавать вопросы по выбранной теме, то есть по той, по которой составлялся монолог. 

Ученик не получает вопросы заранее, экзаменатор задает вопросы из карточки, которая находится у него в руках. Именно в этом задании ученику поможет импровизация, однако помните, что вам не следует отходить от темы вопроса.

Интересный факт: если выпускник дает достаточно развернутые и полные ответы на два первых вопроса, то собеседник может ими ограничиться и не задавать последний вопрос.

При оценке диалога учитываются 2 критерия: 

  • выполнение коммуникативной задачи
Необходимо дать полные ответы на все поставленные вопросы. Если ответы будут односложными ( «да», «нет», «не знаю») задача не будет считаться выполненной.

  • учет условий речевой ситуации 
Как и в случае с монологом, во время участия в диалоге выпускник должен понимать, что перед ним находится учитель, а не близкий друг. Поэтому вести беседу нужно соответствующе. 

Важно! Во время диалога не бойтесь переспрашивать или уточнять вопросы, если вдруг не поняли их сути. В этом нет ничего страшного, и баллы вам не снизят. Помните, молчание – прямой путь к снижению баллов.