Полезные статьи от онлайн-школы RUSSMO

Речевые ошибки: почему важно избавляться от «стилистического мусора»?

Вы часто слышите или даже сами употребляете в устной и письменной речи фразы типа «со мной случился неприятный случай», «первая премьера этого спектакля поразила критиков», «в данном тексте автор ставит проблему», способные довести филолога до нервного тика. Все эти случаи объединяет одно — речевые ошибки. 

Грамотно и точно выражать мысли необходимо не только в рамках светской беседы, но и в повседневной жизни, так как речевые ошибки дорого обходятся выпускникам, когда дело касается ЕГЭ по русскому языку. В тестовой части на выявление речевых ошибок направлены задания № 5–6, а в сочинении за речь отвечают два критерия: 6-й и 10-й. 

Чтобы вы могли избежать потерь на экзамене, мы подготовили для вас материал с речевыми ошибками, часто встречающимися в работах. 

Речевые ошибки в ЕГЭ

Речевые ошибки — это нарушение употребления лексических единиц и некорректное образование синтаксических конструкций. 

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) — это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

  • Тавтология 

Тавтология — это фигура речи, при которой в рамках одного предложения повторяются одинаковые или однокоренные слова. 

Примеры ошибок: 

В рассказе рассказывается
Писатель пишет
Объединиться воедино

Иногда тавтология уместна, однако, к сожалению, все эти случаи не пересекаются с ЕГЭ, поэтому любое проявление тавтологии будет считаться ошибкой. 

  • Плеоназм 

Плеоназм — это оборот речи, при котором избыточно повторяются близкие или одинаковые по значению слова.

Примеры ошибок: 

Свободная вакансия
Прейскурант цен
Молодой юноша
В конечном итоге

Эта ошибка встречается не только в сочинениях выпускников, но и в задании № 6, где в одной из формулировок требуется исключить лишнее слово из предложения. Избежать плеоназма можно, если вдумываться в смысл фразы, которую вы пишете, и понимать значения слов, которые употребляете. 

  • Лексический повтор 

Лексический повтор — это повторение в одном предложении (или соседних предложениях) одной и той же формы лексемы.

Примеры ошибок: 

Он пишет о том, что он… 
Автор текста акцентирует внимание читателя на детстве героя. Для этого автор показывает следующую ситуацию…
В своем тексте автор пишет, что провел свое детство в деревне…

Чтобы подобных ошибок не было, необходимо находить уместный эквивалент повторяющемуся слову — синоним, который спасёт вас от потери баллов. 

  • Неверное употребление фразеологизмов 

Фразеологизм — устойчивое словосочетание, идиома. Фразеологизмы характеризуются постоянством состава. 

Примеры ошибок: 

Скрепя сердцем — скрепя сердце 
Не за горой — не за горами 
Сложив руки — сложа руки 

Помимо того, что изменять фразеологизмы нельзя, их употребление также не всегда уместно, потому что многие из них относятся к разговорной лексике, употреблять которую в сочинении ЕГЭ не рекомендуется

  • Неоправданное употребление разговорных, диалектных, жаргонных, профессиональных, просторечных и иных слов, выходящих за рамки литературного языка 

Примеры ошибок: 

Базаров считал любовь ерундой
Обломов целый день валялся на диване
Онегин вляпался в проблемы, согласившись на дуэль

Подобную лексику использовать на ЕГЭ нельзя. Любым словам можно найти нейтральный аналог. 

  • Канцеляризм

Канцеляризм — оборот речи или слово, характерные для официально-делового стиля речи. 

Примеры ошибок:

В данном тексте…
Проблема является важной…
Исходя из вышеизложенного… 

Канцеляризмы делают речь сухой и официозной, старайтесь строить предложения проще и не нагружать их ничем лишним. 

  • Неверное употребление паронимов 

Паронимы — это слова, сходные по морфемному составу и звучанию, но различающиеся лексическим значением. 

Примеры ошибок: 

В документе он поставил роспись — в документе он поставил подпись 
Были приняты эффектные меры — были приняты эффективные меры 

Чтобы избегать подобных ошибок, необходимо обращаться к словарям паронимов, а также постараться выучить все значения слов, которые есть в словнике ФИПИ


  • Нарушение лексической сочетаемости 

Лексическая сочетаемость — это способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. 

Примеры ошибок: 

Начальник должен показывать образец подчиненным — начальник должен показывать пример подчиненным 
Автор увеличивает впечатление — автор усиливает впечатление 
Одержать первенство — одержать победу 
Играет значение — имеет значение / играет роль 

Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью, встречаются в задании № 6, поэтому важно уметь употреблять слова правильно. Прежде чем написать какое-то сочетание, задумайтесь над его смыслом. Обычно такие ошибки становятся очевиднее при проговаривании. 

  • Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов 

Эмоционально окрашенные слова — это слова, которые выражают отношение говорящего к предметам, людям, явлениям. 

Примеры ошибок: 

Автор в этом великолепном тексте 
Отвратительный герой
Ужасная проблема

Сочинение формата ЕГЭ не должно быть эмоциональным и чрезмерно субъективным. Старайтесь выбирать нейтральные слова.

  • Неуместное употребление анахронизмов

Анахронизмы — слова, не подходящие к контексту определённой исторической эпохи. 

Примеры ошибок: 

Чичиков был бизнесменом… 
Акакий Акакиевич — представитель клерков… 

В подобных случаях необходимо учитывать исторический контекст, на который вы ссылаетесь. Включение современных слов и терминов в рамки исторических событий, в которых таких понятий не было, недопустимо.